рынок Образовательных кредитов: перспективы и направления развития

 

Дата выхода:

01.06.2005

Количество страниц:

96

Язык отчета:

Русский

Способ предоставления:

В электронном виде

Цена:

26000 руб.

 

Рынок образовательных кредитов является очень перспективным как с точки зрения возможностей для диверсификации кредитных портфелей банков, так и с точки зрения потенциальной емкости данного рынка (родители все больше готовы вкладывать средства в образование детей).

Наше исследование в первую очередь было нацелено на получение качественных результатов: выявление особенностей потребительского поведения при рассмотрении такого специфического продукта, как образовательный кредит. Основной интерес представляли такие исследовательские вопросы, как «кому и на какие цели интересно получение образовательного кредита», «какие потребности существуют среди студентов, которые могут быть покрыты за счет потребительских кредитов», «какие причины могут побудить молодых людей воспользоваться кредитом», «какие причины ограничивают пользование образовательными кредитами» и т.п.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы при разработке новых банковских услуг для молодых людей, получающих высшее образование.

 

Анализ рынка включает в себя:

· анализ спроса на получение коммерческих образовательных кредитов;

· процентные ставки по кредитам;

· способы возвращения кредитов и государственных субсидий;

· расходы на поступление в ВУЗ;

· расходы на обучение и проживание в период обучения;

· источники покрытия расходов на поступление и обучение;

· анализ социальных особенностей респондентов;

· выявление особенностей использования финансовых услуг.

 

Цель исследования проанализировать современное состояние спроса на образовательные кредиты, определить условия и  направления развития этого рынка исходя из специфики финансовых потоков учащихся ведущих ВУЗов, их восприятия платного обучения и обучения в кредит.

 

Задачи исследования:

анализ особенностей потребительского поведения при рассмотрении такого специфического продукта, как образовательный кредит;

выявление отношения студентов дневных отделений высших учебных заведений к использованию коммерческих кредитов и беспроцентных государственных субсидий на цели образования;

определение социальных характеристик «готовых» и «неготовых» воспользоваться образовательным кредитом;

выявление основных причин, ограничивающих пользование образовательными кредитами среди студентов и молодых людей, поступающих в высшие учебные заведения.

 

Мы проанализировали два направления привлечения долговых инструментов в сферу образования: коммерческое кредитование с рыночной процентной ставкой и государственное беспроцентное субсидирование процесса обучения в высших учебных заведениях. На основании полученных данных были выделены и охарактеризованы группы учащихся по интересу к той или иной форме заемного финансирования их обучения. Были также проанализированы причины отказа от коммерческих кредитов и наиболее приемлемые способы возврата государственных субсидий.

Полученные по итогам такого анализа результаты позволяют судить о потенциальном спросе на образовательное кредитование. Реальный же спрос пока мал: в настоящее время банковским кредитом на обучение воспользовались лишь 1,1%.

Для понимания мотивов, побуждающих потребителей воспользоваться образовательным кредитом, мы провели детальный анализ опыт поступления студентов в ВУЗ.

Кроме того, в исследовании мы попытались выявить, насколько механизмы образовательного кредитования могут повлиять на выбор студентами учебного заведения. Это важно с точки зрения повышения общего уровня качества образования, получаемого студентами по окончании обучения: теоретически, возможность привлечения дополнительных средств на обучение может привести к выбору более престижного ВУЗа и получению лучшего образования. Что важно для развития экономики в целом.

Структура отчета сформирована в соответствии с указанными ключевыми вопросами исследования. В первом разделе отчета приведен анализ отношения к образовательному кредитованию в целом по выборке, выделены 3 группы с тем или иным отношением к привлечению заемных средств, дана социально-экономическая характеристика каждой из выделенных групп. Во втором разделе отчета дается анализ расходов на подготовку к поступлению по каждой из выделенных групп, что позволяет выделить факторы интереса к образовательному кредиту и охарактеризовать семей, заинтересованных в привлечении заемных средств. В третий раздел включены основные выводы исследования.

 

Методика исследования:

Исследование проводилось методом формализованных личных интервью студентов дневных отделений высших учебных заведений Москвы и Нижнего Новгорода. Объем направленной выборки – 641 человек (471 в Москве и 170 в Нижнем Новгороде).

Целевая группа исследования была ограничена двумя городами (Москва и Нижний Новгород) и несколькими передовыми ВУЗами в каждом городе (всего в исследовании участвовало 17 ВУЗов). Это было сделано в соответствии с целью исследования: были интересны только те города и те ВУЗы, студенты которых наиболее осведомленны о возможностях образовательного кредитования, студентами которых кредит мог рассматриваться в качестве способа привлечения инвестиций на образование.

Выбор городов и ВУЗов для проведения исследования был обусловлен следующими соображениями. Во-первых, очевидно, что возможности предоставления образовательных кредитов (а, следовательно, и спрос на их получение) сосредоточен в крупнейших городах. Москва была выбрана как столичный город с самым высоким спросом на платное образование и, потенциально, на образовательные кредиты. Нижний Новгород был выбран в качестве «модельного» города - развитого регионального центра с населением более миллиона человек, с развитой системой высшего образования и довольно высокой платежеспособностью населения. Приведенные в таблице 2 показатели, характеризующие уровень жизни населения Нижнего Новгорода и других городов-миллионеров, сходны; поэтому выводы, сделанные для Нижнего Новгорода, по нашему мнению, можно переносить и на другие аналогичные города.

Во-вторых, в исследование были включены только ведущие ВУЗы для каждого города. Это было сделано из тех соображений, что образовательный кредит – та цена, которую студенты и их родители готовы заплатить только за образование хорошего качества. Конечно, молодые люди могут воспользоваться кредитом для оплаты своего обучения и в менее «сильных» и откровенно «слабых» ВУЗах. Однако количество таких студентов будет на порядок меньше. Поэтому мы не исследовали интерес к образовательному кредитованию со стороны студентов «слабых» ВУЗов.

Уровень ВУЗа, его позиция с точки зрения качества образования были определены на основании официальных рейтингов Министерства образования и науки РФ (таблицы с рейтингом ВУЗов можно посмотреть на сайте: www.eed.ru/ratings/), составленных по итогам деятельности ВУЗов с января по март 2004 года. При определении рейтингов учитывались параметры: качество профессорско-преподавательского состава; количество студентов разных форм обучения; наличие студентов из других стран; объем научных исследований; издательская деятельность; обеспечение студентов общежитиями, профилакториями и др.

При составлении выборки мы полагали, что спрос на образовательное кредитование по разным направлениям обучения будет различным.

Для исследования нами были выделены минимальные статистически значимые совокупности в 40 респондентов в каждом исследуемом ВУЗе. Допускались отклонения от этого значения не более 10%. Исключение составил Нижегородский госуниверситет, где сбор информации одновременно проводился по двум направлениям – гуманитарному и техническому, ввиду ограниченного числа в городе технических ВУЗов, имеющих высокий статус не только на региональном, но и на федеральном уровне (поэтому в Нижегородском госуниверситете было собрано 40 анкет по техническому и 40 по гуманитарному направлениям). Выбранная величина минимальной совокупности может использоваться и для количественного анализа – она достаточна для подтверждения основных тенденций.

 

Содержание:

1. Методика исследования

1.1 Общий подход

1.2 Методика исследования

1.3 Структура опросного листа

 2. Основные акценты исследования

 3. Москва: интерес к кредитам на образование

3.1 Интерес к коммерческому кредиту

3.2 Интерес к государственным субсидиям   

3.3 Социально-экономический портрет выборки

3.4 Основные группы для анализа потенциального спроса

3.5 Социально-экономические характеристики групп респондентов

А. Группа 1 – интересен коммерческий кредит

Б. Группа 2 – интересна только государственная субсидия     

В. Группа 3 - возможность кредита или субсидии не интересна       

 4. Москва: влияние заемных средств на выбор учебного заведения

 5. Москва: специфика поведения групп учащихся в процессе поступления в вуз. Портрет целевых групп студентов

5.1 Показатели по группе респондентов, заинтересованных в коммерческом кредите      

5.2  Показатели по группе респондентов, заинтересованных только в государственной субсидии

5.3 показатели по группе респондентов, незаинтересованных в привлечении заемных средств

 6. Нижний Новгород: потенциальный интерес к кредитам на образование

6.1 Интерес к коммерческому кредиту

6.2 Интерес к государственным субсидиям

6.3 Социально-экономический портрет выборки

6.4 Основные группы для анализа потенциального спроса

6.5 Социально-экономические характеристики групп респондентов

А. Группа 1 – интересен коммерческий кредит

Б. Группа 2 – интересна только государственная субсидия

В. Группа 3 - возможность коммерческого кредита или беспроцентной субсидии не интересна

 7. Нижний Новгород: влияние заемных средств на выбор учебного заведения

 8. Нижний Новгород: специфика поведения групп учащихся в процессе поступления в вуз. Портрет целевых групп студентов

8.1 Показатели по группе респондентов, заинтересованных в коммерческом кредите

8.2 Респонденты, заинтересованные только в государственной субсидии

8.3 Респонденты, не проявляющие интереса к внешнему финансированию поступления и обучения

 9. Резюме: особенности потенциального спроса на образовательные кредиты в Москве и регионах

 

Перечень приложений:

41 таблица, 65 диаграмм

 

Заказ на отчет об исследовании Вы можете сделать позвонив по телефону 725-90-28 или направив запрос на info@finistconsult.ru с указанием названия отчета.

Тел. (095) 725-90-28

© ФИНИСТ, 2004 г.

Подпись: ГОТОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ